Персональная страничка
Диканева Тараса
Викторовича

Главная \ Преподавательское \ Программирование для начинающих

1. Линейные программы: арифметические операторы, стандартные функции и ввод/вывод в текстовом режиме

Предыдущий раздел:

Следующий раздел:

1.2. Переменные и их типы

Обратиться к содержимому ячеек памяти в Паскале можно, вводя переменные. Переменная это область памяти, которой назначено имя (идентификатор).

Правила составления идентификаторов:

1) идентификатором может быть любое сочетание латинских букв, цифр и знака подчеркивание;

2) цифра не может быть первым символом;

3) большие и малые латинские буквы не различаются (идентификатор A1 эквивалентен идентификатору a1).

Примеры правильных идентификаторов: A, x1, x_1, _b1, SxCf.
Примеры неправильных: 1b, a-b.

Информация, записанная в ячейках памяти с помощью двоичного кода, может быть самого разного рода. Это может быть двоичное представление чисел, коды текстовых символов, строк и т.д. Какие операции над ячейками памяти допустимы, зависит от типа хранимой в ней информации. Например, хранимое в памяти число можно возвести в квадрат. Но если в тех же ячейках памяти хранится закодированный текст (скажем, ваше имя), то что есть квадрат от вашего имени неясно. Формальное выполнение тех же действий, что и при возведении числа в квадрат приведет к бессмысленному результату. В силу этого в языках высокого уровня существует строгая типизация переменных. То есть прежде чем использовать переменную необходимо указать ее тип. Набор допустимых операций зависит от выбранного вами типа.

Перечислим основные типы, используемые в Паскале:

Integer – целый тип. Переменные этого типа могут хранить целые числа в диапазоне от −2147483648 до 2147483647 (это −231 и 231−1).

Real – вещественный тип. Так называемые числа с плавающей точкой. Может быть обычной десятичной дробью (например, 1234.543), но может также содержать порядок – символ «е» и какое-либо число за ним, например, 1.2345е3. Такая запись означает, что число 1.2345 нужно умножить на 103. Максимальное количество цифр в числе 15, порядок может быть в диапазоне от −308 до 308.

Char – символьный тип. Значением этой переменной может быть одиночный символ – буква латинского алфавита (большие и малые буквы здесь различаются), цифра или какой-либо из специальных символов.

String – строка. Значения — наборы символов.

Boolean – логический тип. Переменная может принимать два значения: true (истина) и false (ложь). Такие значения могут быть, например, у логических выражений наподобие «x>2». Если Истинно, что x>2, то выражение принимает значение true иначе значение false.

Чтобы указать тип переменной в Паскале нужно написать ключевое слово var, затем написать имя переменной, двоеточие и тип. Например:

var
  x: integer;
  y, z: real;
  a22: char;
  b_b: string;

Задание типа в Паскале называется описанием переменной. Отдельные описания разделяются символом точка с запятой. Если необходимо несколько переменных одного типа, их можно писать через запятую (см. пример).

Отличие среды Borland Pascal

Если в качестве среды разработки вы используете Borland Pascal, то следует иметь в виду следующие особенности:

  • Допустимые значения типа integer будут лежать в диапазоне от −32768 до 32767 (это −215 и 215−1).
  • Значения типа real могут содержать не более 11 цифр, а допустимые прядки варьируются от −38 до 38.
  • Строка (переменная типа string) может содержать не более 255 символов.

Следующий раздел:

Предыдущий раздел:

13 комментариев

  1. asker

    idencifikator = eto imya kazdoy yacheyki? ibratitsya ke yacheyke mozno nazwaw eyo poimeni ya prawilno ponyal?

  2. Taras

    Идентификатор = имя группы ячеек. Например, если переменная имеет тип integer, то ей соответствует 4 x 8 = 32 ячейки, каждая из которых содержит 0 или 1. В остальном правильно.

  3. ('',)

    а объясните, пожалуйста, почему 4*8?

  4. Taras

    Ну, просто переменная типа integer занимает в памяти 4 байта, в каждом по 8 бит.

  5. ramis

    фига ни понятно

  6. Василий

    Максимальное количество цифр в числе 15, порядок может быть в диапазоне от −308 до 308. Если правильно понял это 2 в 15 — й степени, тогда что такое 2 в 31-й степени, и что это за порядок 308 и Значения типа real могут содержать не более 11 цифр, а допустимые прядки варьируются от −38 до 38. Не понял такое порядок. Буду благодарен обьяснению.

  7. Артур

    Ramis а ты что думал, что все будет так просто!

  8. max

    порядок это после Е т.е. 1.2344Е308

  9. Артем

    !a или !1 правильный это идентификатор или нет?

  10. лена

    a-b.почему это неправильный (идентификатор).

  11. Тима

    Лена, «идентификатором может быть любое сочетание латинских букв, цифр и знака ПОДЧЕРКИВАНИЕ _ » про «-» не слова.

  12. Павел

    Здравствуйте. Мне совершенно непонятно почему вот эта запись «1.2345е3» означает то, что число 1.2345 нужно умножить на 10 в кубе.

  13. Феликс

    Пока все более или менее понятно. Не исключено, однако, что задача, которую я поставил себе (овладеть простыми принципами программирования), избыточна. Круг моих задач не слишком широк. Но понимать программиста — нужно.

Добавить комментарий