Персональная страничка
Диканева Тараса
Викторовича

Главная \ Преподавательское \ Программирование для начинающих

1. Линейные программы: арифметические операторы, стандартные функции и ввод/вывод в текстовом режиме

Предыдущий раздел:

Следующий раздел:

1.3. Операторы

Всякая программа представляет собой последовательность команд или инструкций. Элементарные команды, из которых конструируются более сложные, называются операторами.

Одно из самых фундаментальных действий, которые можно сделать с переменной это присваивание значения. Соответствующая инструкция имеет вид:

  x:=2;

Символ «:=» (двоеточие и равно) называется оператором присваивания. Слева от оператора должна стоять переменная, справа выражение, значение которого имеет тот же тип, что и переменная.
Примеры неправильного использования оператора присваивания:

  x:=2.5; {переменной x целого типа присваивается 
           нецелое значение}
  x:=y;   {переменной целого типа присваивается 
           значение переменной вещественного типа}

Однако инструкция y:=x; допустима, так как целые числа являются подмножеством вещественных.
Чтобы присвоить значения переменным символьного и строкового типа, соответствующий символ или строку надо взять в одинарные кавычки:

  a22:='x';
  b_b:='Hello, world!';

Отдельные инструкции в Паскале (а каждое присваивание является отдельной инструкцией) разделяются символом точка с запятой.

Арифметические операторы: +, — , *, /, div, mod. Первые четыре обычные операции сложения, вычитания, умножения, деления. div – взятие целой части от деления двух целых чисел, mod – взятие остатка от деления двух целых чисел. Результат работы этих операторов может быть присвоен переменной:

  x:=2*2;
  y:=(2+x)/5;

Следует помнить, что оператор деления «/» в Паскале всегда дает результат в виде вещественного числа и не может быть присвоен переменной целого типа. То есть например, недопустима инструкция:

  x:=4/2;

Вместо этого следует писать

  x:=4 div 2;

Сама переменная, которой присваивается значение, может использоваться в выражении стоящем справа от оператора присваивания. Допустимы, например, следующие инструкции:

  x:=x+1;   {увеличивает значение переменной x на 1}
  x:=2*x*x;

и т.п.

Следующий раздел:

Предыдущий раздел:

Добавить комментарий